+ ВАРФОЛОМЕЙ
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ
АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ,
БЛАГОДАТЬ И МИР
ОТ СПАСА И ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
ОТ НАС ЖЕ МОЛИТВА, БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ
* * *
Честнейшие братья Иерархи и благословенные чада о Господе!
Исполненные священных чувств, мы и в этом году, по Божественному благоволению, вступаем в Святой и Великий пост, в период аскетических подвигов, время пощения и покаяния, смирения и молитвы, духовного трезвения и братолюбия, со взором наших сердец, обращённым к животворящему Кресту Господнему, ведущему всех нас к Святой Пасхе, открывающей врата Рая роду человеческому.
Начавшийся благословенный период – это возможность для нас вновь осознать истину христианской аскезы и его неразрывную связь с евхаристической реальностью Церкви, которая во всех своих проявлениях и измерениях осиявается светом и радостью Воскресения. Дух подвижничества никоим образом не является чуждым элементом в христианстве и результатом влияния внецерковных дуалистических идеологий. Аскетизм — это другое слово, характеризующее христианское существование, связывающее его с абсолютным доверием Божественному провидению, с неисчерпаемой духовной радостью жизни, посвящённой Христу, с самопреодолением и самопожертвованием, с милосердной любовью, с уважением ко всему творению.
Аскетизм — это не вопрос самовольного выбора и индивидуальных особенностей, а подчинение уставу и «соборному опыту» Церкви. Это, как уже было сказано, «церковное», а не «личное» событие. Жизнь в Церкви неделима. Покаяние, молитва, смирение, прощение, пост, дела благотворительности взаимосвязаны и взаимопроникновенны. В православной традиции нет аскетизма как самоцели, что всегда приводит к преувеличению личных усилий и стимулирует склонность к самооправданию. Великий пост – подходящее время для того, чтобы воспринимать Церковь как место и образ явления даров Божией благодати в Церкви, всегда как предвкушение радости Воскресения Господня, — краеугольного камня нашей веры и всесветлого горизонта «нашей надежды». Движимая Богом, Церковь в Сырную субботу чтит всесвященную память святых мужей и жён, в подвижничестве просиявших, которые являются опорами и спутниками всем верующим на поприще подвига. В период духовных браней с нами благоволение Триединого Бога, покров Пресвятой Богородицы и Матери всех нас, и заступничество святых и мучеников веры.
Здравая христианская аскетика – это участие — в единстве духа, души и тела — всего человека в жизни во Христе, без недооценки материи и тела, как и без манихейского подавления духовности. Как написано, христианский аскетизм в конечном счёте — это «борьба не против тела, а ради тела», в соответствии со словами Геронтикона: «Нас учили убивать не тело, а страсти».
К сожалению, неуместным образом христианский аскетизм характеризовался современными мыслителями как отрицание радости жизни и преграда творчеству человека. Ничто не может быть дальше от истины! Аскеза как освобождение от жажды обладания и привязанности к материальным вещам, и, прежде всего, как избавление от своего эго, от «поиска своего» от принципа «обладаю, значит существую» — это и является источником и выражением истинной свободы. Что может быть более истинным, чем исход из рабства «частных прав», чем открытость и любовь к ближнему, чем внутренняя «благая перемена» и непоколебимость в исполнении заповедей Божьих? Что может быть более созидательным, чем пост, когда он являет собой целостность жизни и выражает аскетический и евхаристический дух Церкви, когда он является «общим состязанием», а не индивидуальным подвигом? Что может быть более потрясающим в плане бытия, чем покаяние, внутреннее обращение, живая устремлённость к истине, открытие для себя заново силы Божественной благодати, глубина жизни во Христе и надежда на вечную жизнь? Примечателен тот факт, что, когда в раннем христианстве характер Святого и Великого поста как периода подготовки к Святому Крещению в Пасхальной Божественной литургии, был заменён «этосом покаяния», переживание поста как «второго крещения» сохранился. По этой причине период поста и покаяния не является чем-то мрачным. Наша гимнография говорит об «утре поста», а богословие называет Великий пост «духовной весной» и «периодом радости и света». Всё это приобретает особую актуальность и ценность в условиях современного антропологического кризиса и новых форм отчуждённости, порождаемых цивилизацией.
С этими чувствами и мыслями, — напоминая чадам Святой Великой Церкви Христовой, во всяком владычестве Господнем, что в день Акафиста торжества завершатся празднованием 1400-летия с того дня, когда в 626 году, в выражение благодарности Богородице за спасение Константинополя от опасной блокады, во Святой Влахернской Церкви был пропет Акафист «стоя», — желаем вам всем благопоспешного периода поста, в подвиге и терпении, в благодарении и славословии. Пусть мы, истинствуя в любви и освящённые в Господе, пройдём этот путь к Его светоносному Воскресению, исполненному радости.
Святая и Великая Четыредесятница 2026 года
+ Константинопольский
пламенный молитвенник к Богу о всех вас

Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου